Интервью с Андреем Давыдовым

 

 

Глазами стороннего наблюдателя вы достигли профессионального успеха. А как вы считаете? И что для вас успешность?

По-моему, успех — это не состояние, а движение. Поясню. Много лет назад мы с компаньоном начали этот бизнес, через некоторое время начались первые хорошие заказы. Это успех? — Да. Это окончательный успех? — Нет.
Потом мы выиграли первый тендер для международной компании. Успех? — Да. Окончательный? — Нет.
Потом были выход на международные рынки, место в топ-50 российских интернет-разработчиков, участие в выставках, запуск собственных онлайн-сервисов и новых направлений бизнеса... Всё это успех, но всё это также и лишь этапы.

 

Могли бы вы подробнее перечислить эти этапы в истории вашего успеха, включая завязку, определившую вектор профессионального развития?

Завязка — это, наверное, класс этак 2-й или 3-й, когда родители купили первый компьютер «Дубна-48к», местного производства. На нём я понял, что мне это нравится — возиться с компьютерами, что-то создавать на них... К университету уже не было сомнений в том, куда двигаться дальше в целом, хотя это было 96-й год, и было во многом непонятно, чем именно мне с компьютерами следует дальше заниматься, куда всё движется. Поэтому решил для себя, выучусь, попутно пойму, что происходит с информационными технологиями в мире, какие есть приложения и направления работы, а там видно будет. Почти так и вышло.

Во время учёбы занимался профильной практикой, как и почти все. Были какие-то подработки, но несерьёзные. Неожиданно для себя в это время я понял, что в целом умею более-менее неплохо рисовать на компьютере. Попрактиковался в дизайне сайтов — тогда, в конце девяностых, это было совсем новое направление.

А в 2000 году попалась удалённая работа на ирландскую компанию Host Ireland — взяли веб-дизайнером, но довольно быстро и я, и руководство компании поняли, что могу больше. Начал программировать в вебе: сначала на побегушках у более опытных товарищей, потом, когда освоился, понял, что сам могу проектировать системы с нуля, и стал вести проекты для работодателя уже самостоятельно. Через некоторое время ответственности прибавилось: я уже вёл задачи не только свои, но и своих коллег — ставил, контролировал, принимал, отчитывался. Довольно быстро я занял должность технического архитектора, отвечающего за всю разработку в компании.

Параллельно, в то же время, я начал развивать бренд Webis Group здесь, в России: сначала один, потом с компаньоном, который взял на себя всю коммерческую часть (чему я был очень рад). Собрали команду — все местные, из Дубны. Поначалу все работали удалённо.

В 2005 году зарегистрировали юр. лицо, в 2006 сели в офис, и тут уже всё завертелось.

В 2008 году стало ясно, что совмещать две работы становится всё сложнее, и я сделал однозначный выбор.

Мы росли, набирали штат, несколько раз меняли офисы... В 2008 году, когда для многих наступил кризис, и разорились, в том числе, и многие IT-компании, мы ощутили, что на фоне общей депрессии сегмент Интернета стал ещё более перспективным: туда ушли многие рекламодатели.

И если работать грамотно, не задирая цены и не халтуря, можно обеспечить устойчивое развитие для компании и в таких условиях.

Мы за это время только выросли, сохранили и компанию, и персонал.

В 2012 году мы первый раз вошли в общероссийский рейтинг веб-разработчиков, примерно тогда же вышли на рынок США и Канады. В дальнейшем работали с Испанией, Китаем, Вьетнамом, Германией, Францией, странами СНГ. С 2012 года Webis Group является членом Канадскую деловой ассоциации России и Евразии (CERBA).

В 2014 году начали развивать направление интернет-сервисов и сложных информационных систем. Из наиболее интересных стоит отметить наш собственный сервис онлайн-консультаций WebisOnline (2014 год), систему автоматизации медицинских учреждений MedLink (2016 год) и интернет-магазин готовых сайтов Webis24 (2017 год).

В 2016 году компания вошла в Кластер ядерно-физических и нанотехнологий и в медико-технический кластер.

Сейчас в наших приоритетах не только классическая веб-разработка. Наша квалификация и налаженные бизнес-процессы позволяют нам выполнять разработку сложных информационных систем. Кроме того, один из наших приоритетов — стыковка онлайна и оффлайна, виртуального и реального мира. Например, мы разрабатываем торговые системы для интерактивных сенсорных киосков: фактически это интернет-магазин, за которым не надо идти в Интернет. Развиваем и собственные интернет-магазины: за счёт высокой автоматизации нам не требуется большой штат для их поддержки.

То есть мы продолжаем развивать и диверсифицировать то, что умеем лучше всего, и наши клиенты это ценят. За то время, пока мы работаем, мы запустили несколько сотен сайтов, решили множество задач наших клиентов (их более 250). В будущее смотрим с уверенностью.

 

Как вам кажется, есть ли в этой истории конкретное решение, которое помогло пойти по пути успеха?

Сейчас уже сложно вспомнить, что здесь именно моё, а что нет. Вероятно, одним из принципиальных и наиболее ранних решений было создание собственной системы управления контентом, которая впоследствии получила имя Abante CMS. Это было в те годы, когда все сайты делались на коленке, и владелец сайта за каждый чих, за каждое добавление телефона или запятой в текст должен был платить деньги разработчикам, которые знали, как это делать. В то время программный продукт, который позволял владельцу сайта вносить все изменения самостоятельно и моментально, без необходимости изучения программирования или других технологий, выглядел чем-то космическим. Мы пошли по этому пути раньше, чем большинство разработчиков популярных сейчас решений (Битрикс, Wordpress и других). Уже в начале нулевых мы предлагали то, что остальные смогли сделать только через 4–5 лет. Но мы никогда не паковали этот продукт в "коробочную" версию, для самостоятельной покупки и установки. Поэтому наша система, хоть она и хороша, и по-прежнему развивается, известна значительно меньше. Возможно, это было как раз не лучшее решение, но тут уже имеем дело с тем, что имеем.

 

Как вы считаете, какие три фактора могут влиять на ваш успех?

Евгении Наумовне Черемисиной (руководитель Института САУ университета «Дубна» — прим. редактора) приписывают фразу, дословно не помню, но смысл такой: чтобы успешно учиться на САУ, нужны светлая голова и чугунный зад. Вот это точно нужно.

Успех — это не результат единожды сделанного выбора. Нет, это постоянный процесс: человек делает выбор, получает либо награду, либо щелчок по носу. И тут важно не расслабляться при награде и не сдаваться при обломе, а спокойно продолжать двигаться вперёд.

Третий фактор, помимо головы и упорства, — это непрерывно продолжать учиться. Это нужно вообще везде, даже в традиционных отраслях. А в IT, где на глазах творится история, это не вопрос успеха даже — это вопрос выживания.

 

И мы как раз подвели наш разговор к университету. Вы окончили университет «Дубна». Какие аспекты обучения в нем повлияли на ваш успех?

В контексте университета мы были интересным поколением. Только третий выпуск из всех, многие образовательные процессы в то время ещё только налаживались. За что я точно благодарен университету — за приобретённое умение систематизировать и формализовать любые задачи. Это нужно постоянно. В плане практических навыков — то, чем я пользуюсь каждый день, я по большей части изучал уже самостоятельно. Но, когда мы принимаем на работу выпускников или старшекурсников с САУ, я сейчас приятно удивлён их базовой подготовке.

 

Тем не менее вы можете обозначить какие-то курсы лекций, семинары, практики или преподавателей, которые внесли вклад в развитие вас как профессионала?

Больше не курсы, наверное, а личности преподавателей.

Г.Л. Мазный научил меня основам хорошего программирования и привил привычку очень тщательно тестировать готовый продукт.
П.П. Сычёв научил докапываться до сути, понимать, какие процессы происходят внутри системы. Это очень полезный опыт как для проектирования, так и для отладки.
В.В. Кореньков дал очень хорошую базу для понимания сетевых технологий. Забавно, но почти всё время учёбы я был уверен, что сети — это несерьёзно и не очень перспективно. И с тех пор только в сетях и работаю.
Е.Н. Черемисина привила навыки той систематизации любых задач, о которой я упоминал ранее.
Многие другие преподаватели, перечислять которых не хватит букв, привили умение доводить результат до совершенства.

По поводу тех предметов, которые мне не требуются непосредственно для работы (я имею в виду, например высшую математику, электротехнику и ряд других дисциплин), мне очень нравится такое высказывание:

Может вам и не понадобятся эти знания в жизни, но вам точно понадобятся те нейронные связи, которые образовались у вас в голове при усвоении этих знаний.

 

А какие из этих (или другие?) приобретений стали основными для вашей карьеры?

1. Умение систематизировать и формализовать любые задачи.
2. Дотошность при разработке и приёмке проектов.
3. Системность знаний в общем. Я руководитель, я ставлю задачи и контролирую выполнение, но я также умею и программировать, и рисовать, и делать презентации, и общаться с клиентами, и управлять рекламными кампаниями. То есть, мне очень тяжело вешать лапшу на уши.

 

Как вы считаете, это те качества, которые нужно развивать любому чтобы стать успешным, или какие-то иные?

Ну наверняка у успешных спортсменов какие-то свои необходимые качества, у успешных политиков — другие... Могу говорить только за айтишников. Минимально необходимые качества — по-прежнему светлая голова, упёртость и системность.

 

Как бы вы сформулировали свои жизненные принципы?

Мой девиз: «Прямолинейное и равномерное движение неотличимо от состояния покоя, и это хорошо».
То есть, я за постоянное развитие, но без потрясений.

И очень кратко:
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?

— Никогда не ставил так вопрос... Не очень привлекает мысль быть кем-то ещё. Или жить в какое-то другое время, например. Нет, я сам, здесь и сейчас — как раз то, что нужно.

Одним словом, что для вас счастье?

— Спокойствие.

Способность, которой вам бы хотелось обладать — это…

— Ни на кого не злиться. Это мешает, ограничивает.

 

Дата интервью: сентябрь, 2017